В Великий Четверг правящий архиерей Томской епархии возглавил праздничную Божественную литургию

16 апреля, в Великий Четверток, в день воспоминания Тайной Вечери, митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил Литургию святителя Василия Великого и совершил чин умовения ног в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска.

Его Высокопреосвященству сослужило духовенство собора.

Четверг Страстной седмицы посвящён нескольким евангельским событиям.

В этот день вспоминаются Тайная Вечеря, на которой Иисус Христос установил Таинство Евхаристии и совершил омовение ног учеников, молитва Спасителя в Гефсиманском саду, отречение апостола Петра и предательство Иуды.

Чин умовения ног – это древнее богослужебное последование. По образу Христа, умывшего ноги Своим ученикам на Тайной Вечери, Его Высокопреосвященство умыл в этот день ноги священнослужителям в знак смирения и служения народу Божию. Один из священников, символизирующий апостола Петра, сначала отказывался от умовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною», попросил омыть не только его ноги, но и руки и главу, на что услышал ответ Спасителя, сказанный апостолу: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти…»

После омовения ног последнего священника архипастырь облачился в снятые прежде священные одежды и прочитал заключительную молитву.

По окончании богослужения Его Высокопреосвященство поздравил духовенство и сотрудников храма с Великим Четвертком.

 – Сегодня большинство верующих нашей Епархии не имеет возможности быть в храме Божием, но Церковь наша едина и она объединяется сегодня вокруг Господа и Спасителя нашего, Который, когда-то собрав вокруг Себя учеников, благословил Хлеб и, преломив Его, преподал им со словами: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И благословил Чашу и сказал: «сие есть Кровь Моя Нового Завета за многих изливаемая во оставление грехов». И с тех пор Святая Евхаристия неизменно на протяжении двух тысячелетий совершается в общине верных Христу людей, – подчеркнул  архипастырь.

Говоря о празднике установления Таинства Евхаристии, Его Высокопреосвященство отметил единство всех православных христиан – «живых клеток живого организма Церкви Христовой»

– Господь неизменно объединяет всех вокруг Себя – мы едины в молитве, мы едины в нашей вере. Приступая к Таинству Святых Тела и Крови Христовых, мы с особым чувством воспринимаем себя, как живые клетки живого организма Церкви Христовой, глава которого – Христос. Приступая к Чаше Жизни, мы осознаем, что мы живем со Христом и во Христе, а Христос пребывает в нас. Как веточка, оторванная от дерева, если какое-то время сохраняет свою жизнь, но потом неизбежно обречена на увядание и засыхание – так и человек, оторванный от таинств Церкви, и, прежде всего, от Таинства Святой Евхаристии.

«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, – читаем мы в Евангелии Христа Спасителя, – то не будете иметь в себе жизни». Поэтому с древних времен христиане стремились к этому Божественному Таинству, в котором Бог дает Самого Себя в снедь верным, – продолжил архиерей.

В завершение проповеди митрополит Ростилав ещё раз поздравил православных томичей со святым днём Великого Четвертка и призвал их открыть через молитву двери своих сердец для Господа.

– Пребудем эти оставшиеся дни Страстной седмицы в молитве, открыв через молитву широко пред Господом двери нашего сердца, потому что грядет праздник славного Его Воскресения. И Господь входит в жизнь тех людей, которые сами этого хотят и идут навстречу Спасителю. Будем же готовы широко распахнуть пред Ним двери нашего сердца, уготовать Ему в нашей жизни место, и тогда Свет Воскресения Христова озарит наш жизненный путь! Пусть Господь пребывает со всеми нами!

Песнопения из службы в Великий Четверг:

Тропарь, глас 8

Егда славнии ученицы/ на умовении вечери просвещахуся,/ тогда Иуда злочестивый,/ сребролюбием недуговав, омрачашеся,/ и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает./ Виждь, имений рачителю,/ сих ради удавление употребивша!/ Бежи несытыя души,/ Учителю таковая дерзнувшия.// Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.

Кондак, глас 2

Хлеб прием в руце предатель,/ сокровенно тыя простирает,/ и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека,/ и неисправлен пребысть// Иуда, раб и льстец.

Фото: Серафима Кузина